Анатомия каракалпакской юрты

Каракалпакские юрты сохранили своеобразную коническую форму крыши до наших дней

Каракалпакская юрта

Юрта каракалпаков широко известна как отав или кара у’й . Раньше отав был строго праздничной юртой для молодоженов, а кара у’й — повседневной юртой. Теперь эти имена кажутся взаимозаменяемыми.

Место для возведения юрты известно как юрты . Как мы уже отмечали в другом месте, использование слова юрта для обозначения переносного жилища строго некорректно. На самом деле это относится к земле, на которой стоит юрта, или к месту стоянки, или к какой-либо другой племенной территории. Раньше юрта представляла собой круглое сечение из утрамбованной глины, несколько больше в диаметре, чем юрта, и немного возвышалась над окружающей землей на случай дождя. Сейчас довольно распространено изготовление круглого сечения фальшпола на заказ. В нем даже могут быть прорези для установки дверного порога.

Юрта под специально построенным укрытием в Казаяклалаве
Юрта под специально построенным укрытием в Казаяклалаве

Термин u’y jay также может использоваться вместо jurt . Его буквальное значение — «юрт-место». Традиционно это была специальная крытая площадка или даже высокое помещение, внутри которого сооружалась юрта.

Каркас юрты

Завершенный каркас каракалпакской юрты в мастерской Санкябаева в Шямбай:

Юрта в Каракалпакстане
Юрта в Каракалпакстане

Юрта Каракалпак состоит из следующих компонентов:

Стены состоят из ряда решетчатых секций или канатов. Буквальное значение qanat — крыло, довольно хорошее описание, поскольку крыло открывается и закрывается. В прошлом их часто делали из джаневута (Salix songarica Dode), но теперь их чаще делают из тополя (терек) или ивы (актал). Это связано с нехваткой джаневута из-за меняющихся условий окружающей среды. Полюса , которые образуют кяризы называются sag’anaq. Они слегка изогнуты и имеют круглое сечение, в отличие от плоских юрт «Казак». Они связаны между собой полосками верблюжьей шкуры (ко’к). На каждом полюсе имеется 21 отверстие, которые расположены так, что на каждом четвертом пересечении нет отверстий. Следовательно, полюса каната не соединены вместе на каждом стыке. Позиция без лунки называется азат (свободная). Внутренние столбы проходят сверху слева направо вниз, как и туркменский канат . В казахских, узбекских и киргизских юртах они идут снизу слева направо.

Два каната, соединенные отрезком дизбе
Два каната, соединенные отрезком дизбе

На концах ко’ков есть прорези. Ko’k ставятся через отверстия в Qanat полюсов во время влажной, а затем каждый конец передается обратно через прилегающей к ней щели, тем самым образуя небольшую петлю на каждой стороне. Когда шкура высыхает, она затягивается и образует, по сути, кожаную заклепку. Ромбовидные формы, образующиеся при открытии каната , известны как ко’з или глаза.

В кяризах соединены между собой длиной узких лент, только шириной 4 см, известные как dizbe . Обычно они имеют узор и сотканы из шерсти на плоской подошве. Индивидуальные дизбе бывают не очень длинными, поэтому их легче завязать и развязать. Стык каждого qanat известен как qarıstırıw, что буквально означает переход. Когда канаты соединяются вместе, образуя круг (завершенный добавлением двери юрты), они становятся кереге, а ромбовидные отверстия тогда называются кереге ко’з (глаза кереге ). Вилки, образованные на вершине кереге перекрещивающимися полюсами, известны как керегеба (голова кереге ).

Дверь юрты

Дверной проем юрты состоит из различных легко разбираемых частей, что характерно для всех тюркских юрт. Весь дверной проем известен как эргенек, и это название также используется специально для пары навесных деревянных дверей, которые складываются внутрь. Вертикальные стойки или дверные косяки известны как тулга . Порог — это босага, а перемычка — ман’лайша (от man’lay , лоб).

Двери каракалпакских юрт часто были простыми и неукрашенными. Резьба и, в частности, покраска дверей в яркие цвета стали более популярными в 1940-1950-х годах. В 1920-е и 1930-е годы это считалось «вкусом казака». По словам Савицкого, некоторые мастера предпочитали использовать для дверных полотен амударьинскую иву (Salix oxica , известную как согъют) или сосну (карагай). Согласно нашим исследованиям, sog’ıt действительно использовался для дверных панелей, но его ботаническое название — Salix alba . Salix oxica на самом деле является водным . Также кажется странным, что он говорит об использовании сосны, как сосны и березы (qayın’) каракалпаки считают, что они приносят несчастья и бесплодие.

Помимо внутренней пары деревянных дверей в юрте есть еще и наружная рулонная дверь — есик. Он прикреплен к uwıqs (столбам, соединяющим керегэ и колесо крыши, образуя крышу юрты) над ман’лайшей с помощью трех веревок, пришитых к ее верхним краям. Он прямоугольной формы и немного больше, чем ergenek и tulg’a, так что при его скатывании все щели закрываются. Он сделан из камышовой ширмы, пришитой к основе из фетра или другого плотного материала.

Победитель конкурса на лучшую юрту в Мойнаке 2004 года
Победитель конкурса на лучшую юрту в Мойнаке 2004 года

Есики традиционно украшены вертикальными полосами в аппликационной или комбинированной технике, пришитыми по бокам. Они известны как shiyqayıw . На дно есика пришивается еще одна горизонтальная полоса, перекрывающая shiyqayıw , предназначенная для предотвращения попадания воды. Это известно как суваг’ар , что буквально означает желоб. В центре есика нашивается duwashıq . Он сделан из материала в виде треугольника острием вниз. Обычно на каждом углу есть кисточки. Форма этого треугольника напоминает тумар. амулет и он связан с доисламскими верованиями. Подобные защитные треугольники можно увидеть на спине мужских курток и детской одежды. В прошлом листы бумаги со стихами из Корана иногда помещали в карман дувашаÄк , тем самым выполняя ту же роль, что и хайкель, который носят девушки и женщины.

Строительные ремни

Ishki beldew (внутренний поясной ремень) это 30-40см широкая полоса , которая расположена, с узором вовнутрь, через зазор между правой рукой дверного полотна и tulg’a и проходит вокруг наружной стороны юрты на полпути вверх по канаты. Конец проходит через щель между левым дверным полотном и другим тулг’а и поворачивается назад примерно на метр. Концы бахромы используются для привязки к кереге . Это добавляет жизненно важную структурную стабильность за счет ограничения круглой стены. Ishki beldew выполнен из нитей основы и уток из белого хлопка и структурирует с цветными шерстью или шелковой нитью с использованием Безворсного непрерывной дополнительной техники ткачества уточного.

qızıl basqur , или красная основная полоса, является 60-70cm шириной шерстяного безворсовой палатки группы. Обычно это красный и черный цвет. Он играет важную конструктивную роль в ограничении окружности крыши и тем самым сохранении ее уклона. Его дно совмещено с стыком головок кереге (керегебас) и uwıq . Его верхний край совмещен с началом iyin или изгиба uwıq.

Ак баскур расположен над кизил баскур
Ак баскур расположен над кизил баскур

Ак баскур , или белый основной ремень, это 40-50 см широкий пояс, тканый в комбинированной технике. Он сделан из белой хлопковой основы и украшен приподнятым шерстяным ворсом. Нижний край ак баскур совмещен с верхним краем кизил баскур, а его украшение обращено внутрь. Верхний край находится выше iyin из ± QS Uwa . Ак баскур защищает внешнюю войлок от растяжения или провисания в промежутках между ними в Ува ± QS . Пояс начинается и заканчивается над дверью на уровне тулга . Beljip или талия веревка, сидит над shiy.

(язычковый экран) примерно на полпути вверх. Два конца этой веревки идут от тулга и привязаны к задней части юрты. В прошлом использовался более широкий пояс, известный как sÄ ± rtqÄ ± beldew (внешний поясной ремень). Иногда этим именем называют также белджип . Если юрта находится в открытом положении, веревки можно привязать к кольям и закрепить на бельджипе . В некоторых отдаленных деревнях владелец мог вместо этого привязать к бельджипу старую металлическую ступицу колеса или несколько деталей тяжелого двигателя.

Декоративные элементы

Свободные концы aq basqur скрыты esikqas (что буквально означает лоб двери), небольшим декоративным прямоугольным цельноворсовым плетением. Он расположен за uwıqs лицом внутрь, точно на одной линии с дверью над кизил баскур и перекрывает концы aq basqur , таким образом «завершая» узор вокруг юрты. Пара ишки джанбау, или внутренние боковые ленты, пришиты к каждой стороне эсикки и свисают, как гирлянды, с другими концами, привязанными к керегебам. Ishki janbawузкие тесьмы, сотканные в комбинированной технике с симметричным узором и нижней бахромой из красных и зеленых кисточек. Сегодня очень необычно увидеть юрту с эсиккой. Там, где они все еще существуют, теперь чаще помещают esikqas перед uwıqs, чтобы их можно было полностью увидеть.

Интерьер юрты богатого бывшего коммуниста в Халкабаде
Интерьер юрты богатого бывшего коммуниста в Халкабаде

Ayaqbaw представляют собой набор ярких шерстяных шнуров с кистями в конце, которые подвешиваются с shan’araq и Увой ± QS к большому декоративному эффекту.

Шиё’н’ир , или грудь ши , — это орнаментированные полосы, которые висят вертикально по обе стороны от внешней стороны двери юрты. Они сотканы на белой хлопковой основе и украшены шерстяным ворсом, сотканным в комбинированной технике. Узор, как правило, представляет собой смелый амулет- кошкар му’йиз или рисунок рогов рами.

Пара sÄ ± rtqÄ ± janbaw (внешние боковые ленты) висят как гирлянды с каждой стороны двери юрты, имитируя внутреннюю ishki janbaw.. Они тоже сотканы в комбинированной технике с симметричным узором и нижней бахромой из кисточек. Они шире, чем ишки джанбау , но не так широки, как ак баскур . Один конец прикрепляется к тулг’а на уровне бельджипа, а другой — к углу тыльного фетра.

Крыша юрты

Крыша юрты образована длинными шестами, известными как uwıqs , прикрепленными к keregebas и центральному колесу крыши или shan’araq . В uwıqs имеют круглую форму в разрезе и в целом недекорированного ( в отличие от Qazaq uwıqs). В Уве ± QS согнуты часть пути вдоль их длины, оставляя один длинный прямой конец и один короткий прямой конца. Изгиб известен как ийинеу (от иин , плечо). Именно этот единственный короткий изгиб придает каракалпакской юрте характерную коническую форму.

Около нижнего конца каждого uwıq просверливается отверстие.К нему прикреплен шнур, с помощью которого он крепится к керегебам . Этот шнур известен как uwıqbaw и сделан из шерсти черной козы и шерсти белой овцы, скрученных вместе, как шест для парикмахера. Верхний конец uwıq заострен и известен как qa’lemshe (буквально карандаш).

Форма каракалпакского шанарака весьма своеобразна
Форма каракалпакского шанарака весьма своеобразна

Крышное колесо или шанъарак каракалпакской юрты намного прочнее, чем в туркменской или казахской юрте. Имеет два обода, внутренний и внешний. Внешний обод имеет сквозные отверстия, известные как ko’z , в которые вставляются uwıq . Выпуклая вершина шанарака образована набором тонких реек, которые расширены на концах, как мальтийский крест. Эти веерообразные рейки известны как бо’генек . Кусочки дерева в форме стрел выступают из края шан’арака по направлению к центру. Они размещаются группами по три человека в центре каждого квадранта и известны как gu’ldirewish . Они в сочетании с шанараком с двойным ободком. Безошибочно идентифицировать каракалпакскую юрту. Shan’araq часто поднимается в рабочее положение с помощью длинной пост с вилкой на ее верхнем конце. Этот столб известен как бакан, и он также используется для размещения войлока на крыше. Иногда четыре uwıq связаны вместе дизбе, чтобы получился временный эквивалент. Еще dizbe используются для равномерного разделения uwıqs и для усиления конструкции. Когда это будет сделано, uwıqs начинают перемещаться и требуют большой регулировки. В uwıqs имеют естественную тенденцию падать вбок, что может привести к спиральному обрушению крыши, если его не остановить. Плотно соединяя uwıqs в максимальной точке их изгиба, эти dizbe играют жизненно важную роль в стабилизации крыши юрты.

Кровельный войлок

Крыша юрты обычно покрыта тремя кусками войлока, хотя в прошлом бедные семьи часто использовали тростниковые сетки, так как войлок был слишком дорогим. Все части поднимаются с помощью багана.

Передняя и задняя части крыши полукруглые, но войлок, закрывающий отверстие для дыма, имеет прямоугольную форму. Первый кровельный войлок известен как альдÄнг’Äузик, и он покрывает переднюю часть над входом в юрту. Это надевается первым. К нему пришит набор полос для палаток шириной 12-15 см, известных как qÄ ± zÄ ± l qur (буквально красная полоса, хотя не все они могут быть красными). Чаще всего встречаются три полосы с каждой стороны крыши юрты, но по пять с каждой стороны — признак благополучия. Войлок кладут на крышу, а корразрешено свешиваться через uwıqs внутрь юрты. Затем они переплетаются и привязываются к кереге, образуя сеть или шатраш над почетным местом (to’r ). Это придает юрте очень праздничный вид. Мы видели несколько примеров кур с вплетенными в них фамилиями и датами рождения или свадьбы.

Шанырак в юрте, образованный переплетением кизил кур
Шанырак в юрте, образованный переплетением кизил кур

Второй кровельный фетр, известный как artqÄ ± u’zik, покрывает заднюю часть юрты. Он такой же по форме, как и войлочный, но на него также пришиты узкие тент-ленты, только снаружи. Опять же, обычно есть три полосы на каждой стороне крыши юрты. Они сделаны из белого хлопка и известны как ак-кур. Они переплетаются на внешней стороне войлока над дверью юрты, удерживая крышу на uwıqs . Низ каждой ленты прикреплен к бельджипу.

Последний войлок, закрывающий дымовое отверстие, известен как ту’н’лик . Длинные веревки идут от углов ту’н’лика к белджипу.. Когда им нужно открыть дымовое отверстие, они развязывают одну из этих веревок и отталкивают войлок с помощью бакана.

Тростниковые-экраны

Снаружи кереге добавлены ширмы из тростника. Раньше использовались циновки из стеблей высокой и тонкой многолетней степной травы ший (Lasiagrostis splendens Kunth). Эта трава, которая встречается по всей Центральной Азии от России до Монголии и Китая, образует большие толстые кочки, а ее тонкие стебли вырастают до 2,5 метров в высоту. Несмотря на солеустойчивость, это растение больше не растет в дельте, так как не справляется со все более высокими уровнями засоления. Сегодня вместо него используют тростник.

Каракалпакские юрты сохранили своеобразную коническую форму крыши до наших дней
Каракалпакские юрты сохранили своеобразную коническую форму крыши до наших дней

Экраны, сделанные из этих тростников, до сих пор сохраняют название «ши- экраны», независимо от материала, из которого они сделаны. Они сделаны из козьей шерсти, которая была легко доступна, но требовала большого мастерства для прядения. Во многих каракалпакских селах все пристройки и заборы для животноводческих участков сделаны из тростника. В прошлом многие бедняки, которые не могли позволить себе войлок для кровли юрты, вместо этого использовали тростник. Экраны состоят из двух секций, каждая секция прикрепляется к одному из тулг’а, а затем разворачивается так, что они встречаются в задней части юрты. Это означает, что их можно легко развернуть, чтобы летом впустить воздух. Высота экрана совпадает с изгибом экрана uwıqs .

Еж shiy являютсяширмы ший украшены геометрическим орнаментом путем наматывания цветной шерсти на каждую ножку. Их редко можно увидеть.

Внутри юрты

Для пола юрты используются разные покрытия. У некоторых есть узорчатые войлочные коврики, известные как текиймет ; у других есть циновки, сотканные из камыша ( jeken ), известные как shä ± pta , или qamä ± s , известные как бойра. У других есть большой тканый коврик, сделанный из узорчатых шерстяных полос, сшитых вместе из стороны в сторону, известный как алаша. Иногда алаш привязан к керегу в качестве украшения стены.

Юрта разделена (в переносном, а не физическом смысле) на три части. Почетное место известно как to’rа это напротив входа в юрту. Здесь хозяин принимает гостей. Остальные подразделения помечены с точки зрения человека, сидящего у входа и смотрящего на дверь. Мужская половина находится на жаке или правой стороне. Здесь хранилась мужская атрибутика: седла, уздечки и др. Женская половина — сол жак или левая сторона. Здесь хранилось оборудование для приготовления пищи. Это может быть ручная мельница (дигирман ), мешки для провизии (шанаш), вешанные на керегэ, и емкости из выдолбленной тыквы для хранения воды. В керги хранились столовые приборы и другие кухонные принадлежности. Это были большие сумки, сотканные в самых разных техниках.

Интерьер юрты в Бозатаве
Интерьер юрты в Бозатаве

Мебели в юрте обычно очень мало. Самый распространенный предмет — песокÄ ± q . Это резной или расписной деревянный сундук, предназначенный для хранения вещей. Постельное белье, тонкие стеганые циновки, известные как корпе, с яркими хлопковыми покрытиями обычно хранятся поверх песка. QarshÄ ± п также иногда находится на верхней части SANDA ± д . Это сумка с ворсом, предназначенная для хранения семейной одежды.

Анатомия каракалпакской юрты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх