Интерлюдия о веселых картинках в учебниках истории вместо иллюстраций. Турусы на колесах

Монгольское кочевье

Среди множества надежных способов воспитать из наших детей легковерных идиотов особое место занимают иллюстрации в учебниках истории.

Точнее — это иллюстрация того, как историки иллюстрируют свои дикие представления о жизни наших предков, умудряясь при этом вовсе не включать мозги.

Вот, как в учебниках истории показывают доверчивым школьникам, как кочевники перевозили свои жилища.

Монгольское кочевье
Монгольское кочевье
Веселая картинка — «Монгольское кочевье». А. Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI века». Учебник для 10 класса
5-е издание Москва, 2007, стр. 153

Что говорить — картинка с размахом — 22 быка запряжены в здоровенную платформу с титаническими колесами, на которой установлена юрта, один погонщик на платформе пытается управлять быками, еще двое по бокам бегают, жердями машут — типа, тоже управляют…

О татарах и их жилище
О татарах и их жилище

Вот ровно эта же веселая картинка в учебнике Данилова-Косулиной — «История государства и народов России», 6-й класс, 3-е изд., Дрофа-«Веди-Принт» Москва, 2002, стр. 129.

Но это — просто раскрашенная картинка более раннего варианта веселых картинок на эту тему.

О татарах и их жилище:

…они представляли собой огромные платформы на колесах ширина колеи достигала шести метров, а сама платформа была еще на добрых три метра шире. И на ней стояла огромная — девяти метров в диаметре — войлочная юрта. На перегоне каждый такой фантастический дом на колесах влекли 22 быка. А исчислялись они десятками (если кочевал небольшой род) или даже многими сотнями. Пищу готовили прямо на ходу, и над степью стлался пропитанный соответствующими ароматами дым.

Автор — Вильгельм де Рубрук—монах — минорит, якобы отправленный в 1253 г. в качестве миссионера к монголам французским королем Людовиком IX. Отрывок о жилищах татар взят из книги Рубрука «Путешествие в восточные страны» в переводе А. И. Малеина, Рубрук Вильгельм, Карпини Иоанн Плано. История Монголов / Путешествие в восточные страны СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911.

Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев: бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается в высь шейка наподобие печной трубы; ее они покрывают белым войлоком; чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче; а иногда также берут они черный войлок. (…….) И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колес одной повозки в 20 футов, а, когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков.

То есть, Рубрук пишет, что юрты представляли собой огромные платформы на колесах ширина колеи достигала шести метров, а сама платформа была еще на добрых три метра шире. И на ней стояла огромная — девяти метров в диаметре — войлочная юрта. На перегоне каждый такой фантастический дом на колесах влекли 22 быка.

Монголо - Татары
Монголо — Татары

Что эта иллюстрация именно к тексту Рубрука, подтверждает следующий абзац:

Кроме того, они делают четыреугольные ящики из расколотых маленьких прутьев, величиной с большой сундук, а после того, с одного краю до другого, устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик или домик черным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом Украшают они пестротканными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким -повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок.

Здесь это называется — «Повозки татар». Те же 22 быка запряжены, только попарно, цугом в 11 пар. Ну, художник, поди-ка, более грамотный был, и понимал, что быки в два ряда по 11 — НЕУПРАВЛЯЕМЫ, и хоть как-то приблизил рисунок к реальности.

Так вот, и тот, и другой рисунок, и само описание — этот просто ненаучная фантастика.

Именно так и следует воспринимать эти рисунки — иллюстрация того, как европейцы в то время ПРЕДСТАВЛЯЛИ образ жизни кочевников, и что ни Марко Поло, ни Рубрук не были не то что в Китае и Монголии, но даже в Заволжских степях.

То есть они писали свои ПУТЕШЕСТВИЯ по той же методе, что и Жюль Верн в последние 20 лет своей жизни — сидя дома, поскольку был ранен в лодыжку. Писатель Жюль Верн не был ни в Южной Америке, ни в Австралии, но написал роман «Дети капитана Гранта», пользуясь богатой к тому времени литературой по географии, биологии и этнографии.

А вот информационная база авторов средневековых «путешествий» была очень скромной — слышали где-то, в третьем-четвертом пересказе, что живут кочевники в круглых жилищах, которые перевозят с места на места, и пытаются представить, как это делается, в жизни не видев ничего похожего на легкие, разборные юрты из планочек и войлока.

Как это было на самом деле

Юрта — это портативное жилище КОЧЕВНИКОВ. В течение нескольких часов женщины (исключительно женщины!) разбирали юрту общим весом около 200 килограмм, грузили на верблюдов, лошадей, и перевозили их туда, куда надо.

Так, в 1916 году около 600 тысяч казахов, недовольных властью царя, поднялись в течение нескольких дней, погрузили на верблюдов и в легкие арбы свои жилища, казаны, сундуки, бабушек и малых детей и ушли — в Китай. А основное имущество кочевников — овцы, лошади, верблюды — самоходное.

Придя туда, куда надо, женщины собирали каркас юрты (мужчины только помогали устанавливать центральное кольцо сборно-разборной конструкции), покрывали ее циновками, кошмой и в течение нескольких часов по четкому, традиционному порядку раскладывали вещи.

Перевозка юрты
Перевозка юрты

Но это — в реальной жизни, а воспаленном сознании авторов исторических учебников и монографий, и воспитанных на этих учебниках идиотов — учителей истории, и по сю пору тащатся по степям и пустыням гигантские турусы на колесах с шириной колеи аж в 6 метров.

Это из какого железного дерева вытесывали монголы шестиметровые оси? Или — выковывали из волшебной, негнущейся стали? А как они управлялись? Не думали? Думать — это не про наших историков.

И докатились эти шайтан-юрты — без дорог, преодолев широкие реки и густые леса аж до Киева. Вот эта юрта на колесах стоит в снегу у ворот Киева, и те же быки запряжены, только их поменьше вроде стало — два ряда по 6 быков.

Осада крепости и юрта
Осада крепости и юрта

И катятся дальше, то как монгольская кибитка, то как юрта монгольского хана.

Ладно, когда такой рисунок сделан в веке XVII–XVIII, когда историческая наука пребывала в младенческом состоянии. Но и в XXI веке на полном серьезе этот рисунок приводит «историк» Борис Акунин с грузинской фамилией Чхартишвили — Борис Акунин, История Российского государства Ордынский период. Москва, 2014 г., стр 29.

Монгольское кочевье
Монгольское кочевье

Здесь она приведена как «Монголы в пути. Рисунок из «Путешествия Марко Поло»

Источник: Павел Шабанов

Интерлюдия о веселых картинках в учебниках истории вместо иллюстраций. Турусы на колесах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх