Юрта Средней Азии

Монгольская юрта

Юрту можно охарактеризовать как «классический» дизайн кочевников и полукочевников Средней Азии. Как и типи кочевых индейцев великих равнин Северной Америки, юрту также называют в просторечии «палаткой», что в данном случае применяется только как этнологический термин, но не как структурный и конструктивный термин.

Ареал распространения юрт — среднеазиатские плато и травяные степи от Каспийского моря до Монголии, которые характеризуются резкими перепадами температур континентального климата. Хотя на этой обширной территории проживают разные этнические группы — киргизы, казахи, туркмены, узбеки, монголы, конструкция юрты имеет удивительно однородный вид и имеет лишь незначительные вариации.

Образ жизни степняков определяется сезонными сильно меняющимися климатическими условиями. Зимой из-за сильного ветра и сильного холода вы можете оставаться в защищенных от непогоды постоянных лагерях. Отдельные кланы селятся здесь на четко определенных, отмеченных территориях, ограниченных глиняными стенами, земляными стенами или деревянными заборами; внутри этих вольеров ставят юрты или возводят сплошные, наполовину погруженные в землю конструкции для людей и животных. Когда весной начнутся дожди, вы переезжаете на пастбища со всем своим движимым имуществом и животными и строите там свою юрту на несколько месяцев. Летняя засуха и связанная с этим нехватка кормовой травы вызвали впоследствии частую смену местоположения. Жилища придется демонтировать несколько раз,перевезен и перестроен. Когда осенью идут более сильные дожди, вы остаетесь на одном месте в течение более длительного периода времени, пока не вернетесь в постоянный лагерь в начале зимы.

Монгольский юрточный лагерь в плодородный период года
Монгольский юрточный лагерь в плодородный период года

Сильно меняющийся образ жизни при долгосрочном и краткосрочном проживании предъявляет особые требования к строительству жилья. Здание должно, с одной стороны, обеспечивать удовлетворительное качество жизни во время длительного проживания, но с другой стороны, оно также должно быть адаптировано к временно большей мобильности его жителей. Естественно, важную роль играет транспортабельность конструкций. По сравнению с индейцами Северной Америки, условия для степных жителей Центральной Азии всегда были намного более благоприятными, поскольку были доступны более крупные и сильные вьючные животные, такие как крупный рогатый скот, лошади и верблюды. Это также позволило использовать тележки, на которых можно было перевозить громоздкие предметы.Однако своеобразное классовое общество в Центральной Азии привело к очень неравному владению и, следовательно, неравному доступу к портретам и тягловым животным. Следовательно, юрты высшего класса отличались от юрт низшего класса; Эти различия повлияли только на размер и оснащение зданий, но не повлияли на тип строительства.

Монгльская юрта высшего сословия
Монгльская юрта высшего сословия
Монгольская юрта низшего сословия
Монгольская юрта низшего сословия

Внешний вид юрт практически не изменился за много веков. Даже сегодня постройки возводятся так же, как это описывал фламандский монах-францисканец Вильгельм фон Рубрук, совершивший поездку ко двору монгольского князя в Каракоруме с 1253 по 1255 год: «Они ставят юрту, в которой спят. Она состоит из стержней, которые сходятся вверх в очень маленький круглый диск, из которого, как из трубы, поднимается насадка в форме дымохода. Эту деревянную раму они покрывают белым войлоком, который часто также пропитывают известью или белой землей и костной мукой, чтобы она была белее».

Однако существуют варианты конструкции юрт (гер) в Монголии и юрт в регионах Средней Азии дальше на восток. В то время как узбекские или северные афганские юрты, например, имеют куполообразные зоны крыши и внутреннее пространство без колонн, монгольская юрта построена с низкой конической крышей и парой внутренних колонн.

Юрта (гер) в монгольской степи в наше время
Юрта (гер) в монгольской степи в наше время

Структура юрты, которая долгое время оставалась практически неизменной, объясняется оптимальной адаптацией типа здания к региональным условиям; это был тип конструкции, которую нельзя было дальше улучшать. Продуманные системы обеспечивают быстрый монтаж и демонтаж, а также хорошую транспортабельность конструкции; В помещении приятный микроклимат благодаря относительно большому внутреннему пространству, которое сводит к минимуму неудобства, вызываемые дымом, и почти полусферической форме юрты, которая создает благоприятное соотношение между объемом и площадью; а вертикальная зона стен позволяет гораздо более экономно использовать интерьер, чем в аналогичных зданиях других архитектурных традиций. Однако эти преимущества требуют более сложных конструктивных мер. Но эти дополнительные усилия можно было бы оптимизировать и в конструкции юрты.

Сборные части юрты в северном Афганистане
Сборные части юрты в северном Афганистане

Отличительной особенностью юрты является сборка различных конструктивных частей ее каркаса, которые транспортируются в виде сборных частично разборных элементов: мероприятие, значительно ускоряющее сборку и демонтаж. По сравнению, например, с типи, каркас которых состоит из отдельных столбов, которые необходимо снова и снова связывать вместе, это свидетельствует о значительно более высокой стадии развития конструкции юрты.

Стеновой каркас юрты выполнен в виде решетчатой ​​конструкции, что связано с необходимостью выполнить стеновую зону в виде жесткой оболочки, поскольку она должна поглощать боковую тягу куполообразной зоны крыши (в случае типи силы равны отводится прямо в землю через стропила). Чтобы свести к минимуму объем работы и время, необходимое для сборки и разборки, части решетчатой ​​стены предварительно изготавливаются как складные ножничные решетки, создавая решетчатые кресты в виде соединений с завязанными кожаными ремнями. В результате эти элементы решетки обладают упругостью, необходимой для того, чтобы изгибаться при установке на виде сверху. Плоские и узкие в сложенном виде, они занимают мало места при транспортировке. В целом для зоны стены требуется от 4 до 6 таких элементов сетки, которые связаны вместе. Остается свободная часть для дверного проема, в который раньше вешали войлочную занавеску, а теперь часто закрывают деревянной дверью.

Сборные части монгольской юрты
Сборные части монгольской юрты

Каркасная конструкция кровельной зоны состоит из прямых или изогнутых стропил, которые зажимаются в кольце крепления кровли или зацепляются в готовые отверстия. Иногда более крупные соединенные части крыши также изготавливаются заранее путем привязки стропил к центральному прижимному кольцу кожаными петлями. Они сдвигаются вместе для транспортировки и разветвляются во время сборки. Верхний конец зоны крыши образован «покрывающим колесом», которое предварительно изготовлено как единый элемент: радиальные стержни, которые изогнуты поперечно и образуют сферический колпак, прикреплены к прижимному кольцу. Прижимное кольцо обеспечивает конструктивно чистое соединение радиальных стержней, которые могут быть прикреплены здесь упорядоченным образом, вместо того, чтобы собираться в дикий пучок, как в типи. С функциональной точки зрения прижимное кольцо позволяет расположить отверстие для дымоудаления в центре, то есть точно над камином, что позволяет конструкции быть идеально симметричной по центру.

Каркас юрты
Каркас юрты

В то время как гармошки в зоне стены упруго деформируются, когда они имеют круглую форму и благодаря этой кривизне приобретают свою жесткость, компоненты зоны крыши являются жесткими элементами. Боковые поперечные силы в корневой окружности зоны кровли поглощаются натяжными ремнями, которые размещены вокруг цилиндрической части стены.

Установка натяжной пояса (монгольская юрта)
Установка натяжной пояса (монгольская юрта)

Вся конструкция юрты представляет собой четко продуманную статическую структуру. Зона стены и крыши спроектирована как различные структурные системы, в которых стена имеет диагональное усиление, а крыша — радиально. Соединение стены и крыши по периметру во всех точках сетки придает каркасу дополнительный эффект оболочки, который усилен диагонально растянутыми ремнями и горизонтальной натяжной лентой на стыке между стеной и зоной крыши.

Войлочное покрытие монгольской юрты
Войлочное покрытие монгольской юрты

Окончательно укрепляет конструкцию юрты чехол. Тяжелые куски войлока, общий вес которых может составлять 200 кг, натягивают на каркас, часто накладывая несколько слоев друг на друга в самые холодные времена года. В теплую погоду чехол можно закатать (поднять) в нижней части, чтобы внутри циркулировало больше воздуха.

Верхнее кольцо юрты
Верхнее кольцо юрты

Выходя за рамки своей функции жилого и спального места, юрта обладает высокими символическими качествами благодаря интеграции в космические идеи, интеграции с природой и жизнью. Идея центрального пространства как дома семьи становится символом центра в космическом пространстве. Вокруг камина как центра интерьера человек движется по часовой стрелке, символически следуя круговороту всех вещей. Стерильная концепция «идеального» центрального пространства, в котором все области имеют одинаковые значения вокруг, не реализована в юрте, однако, поскольку она не соответствует космическим законам, таким как движение солнца с его значения отличаю тся от утра-полудня-вечера-ночи или образа жизни с фазами рождение-юность-старость-смерть. Главная ось центрального пространства, образуемый входом, играет важную роль в символике здания и создает различные ценности в помещении. Различные аспекты имеют решающее значение для иерархического порядка в юрте:

1) Центр: камин в центре комнаты, дающий тепло и используемый для приготовления пищи, является символом сохранения жизни, так же как и центральное отверстие над ним, через которое свет и солнце проникают в юрту.

2) Расстояние до входа: иерархия разделения пространства напрямую связана с расстоянием от входа. Низшие места (пастухи, рабочие) располагаются у входа, высшие места — ровно напротив входа (культовая святыня, почетные места для гостей).

3) Направление движения: камин образует центр круговой дорожки, по которой человек движется в юрте, чтобы найти определенное место. Ритуальное значение хождения по священному месту во многих культурах (особенно в Азии) было воспринято здесь в жилище юрты. В ритуальных актах хождение по святилищу означает поклонение ему. Направление всегда следует по часовой стрелке, чтобы повернуть правую сторону тела к человеку, которому поклоняются, что считается «хорошей» стороной почти во всех культурах. Став привычкой в ​​культовой сфере, такое поведение распространилось и на другие сферы жизни, а также влияет на направление движения внутри юрты.

Таким образом, юрты особенно характерно демонстрируют наиболее характерные черты кочевых культур в их структурном дизайне:

1) Легкий конструкционный материал: каркасная конструкция позволяет минимизировать общий вес.

2) Легкость транспортировки: конструкции могут быть разобраны на несколько элементов, что обеспечивает оптимальные варианты транспортировки с точки зрения размеров и веса, поскольку размер и вес отдельных компонентов адаптированы к максимальной грузоподъемности вьючных животных. Элементы каркаса (гармошки, стропильные брусья и т. д.) Можно складывать или штабелировать, элементы покрытия (войлочные листы) транспортируют в рулонах.

3) Быстрая сборка и разборка: для быстрой сборки и разборки конструкция не должна разбираться на слишком много отдельных элементов. Изготовление более крупных стен и крыш значительно ускоряет сборку и демонтаж юрты. Размер и вес отдельных элементов, в зависимости от оптимального использования вьючных животных, оптимально подобраны для юрты. В юрте ярко выражена и другая характеристика построек кочевых культур: каркас не имеет прочной связи с землей. Единственное фиксированное соединение с землей осуществляется через вторичные элементы, а именно, шпильки, с помощью которых анкеры кабеля закрепляются в земле.

Юрта Средней Азии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх